«Дорого» – именно это соображение побуждает многих людей, которые страдают от потери слуха, откладывать приобретение слухового аппарата или выбирать дешевые модели с ограниченным функционалом. Но стоит ли экономить на собственном здоровье, мириться с бытовыми неудобствами и испытывать трудности в общении с окружающими? Ведь государство – в лице Фонда социального страхования (ФСС)  – готово хотя бы частично компенсировать стоимость аппаратов гражданам, которые являются инвалидами по слуху.

Разумеется, придется соблюсти ряд условий. 

1. Первым делом следует пройти обследование у специалиста-сурдолога. Он определит степень снижения слуха и – в случае необходимости – вынесет решение о потребности в слухопротезировании, поможет подобрать подходящее устройство. Однако приобретать слуховой аппарат на этой стадии еще рано: прежде положено получить официальный статус инвалида по слуху.

2. Имея на руках заключение сурдолога (выписной эпикриз), следует пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ). Она проводится специальными федеральными учреждениями; в столице это «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве», в Подмосковье – территориальные филиалы ФКУ «ГБ МСЭ по Московской области». По результатам экспертизы оформляется статус инвалида по слуху, а так же выдается документ под названием «Индивидуальная программа реабилитации» (ИПР). В нем, в частности, указывается рекомендованная модель слухового аппарата, их количество (один или два), оговаривается необходимость индивидуального ушного вкладыша.

3. Теперь можно возвращаться в Сурдологический центр ГУТА КЛИНИК и приобретать подобранную с помощью наших специалистов модель. Помимо самого аппарата, подробных инструкций, как им пользоваться, и определения времени последующих визитов к специалистам для точной подстройки устройства, вы получите набор необходимых для оформления компенсации документов. А именно:

  • кассовый чек;
  • товарный чек;
  • регистрационное удостоверение на слуховой аппарат;
  • сертификат соответствия на слуховой аппарат;
  • копия лицензии на осуществление медицинской деятельности.

4. Следующая инстанция – обычная районная поликлиника, где специально для Фонда социального страхования берется справка по форме №1835. Именно эта бумага подтверждает право на получение компенсации за слуховой аппарат. Чтобы ее получить, помимо выданных в нашей клинике документов (включая выписной эпикриз), надо иметь с собой паспорт и ИПР, действующий на момент покупки устройства.

5. Со справкой и всеми остальными документами (к которым так же следует добавить реквизиты вашего банковского счета) можно, наконец, отправляться в местное отделение ФСС, где написать заявление о выплате компенсации. Если все было сделано верно, в течение месяца-двух на ваш банковский счет (или – по желанию – почтовым переводом) поступят деньги.

Как правило, компенсация не покрывает полной стоимости современного слухового аппарата. Дело в том, что она выплачивается в соответствии со стоимостью тех устройств, что ФСС закупает для бесплатной выдачи инвалидам по слуху. Качество и функциональные возможности таких аппаратов весьма далеки от идеала, что отражается и на их цене.

Однако возврат государством даже части средств, потраченных на приобретение  высокотехнологичных устройств, делает их намного более доступными. Их конечная стоимость для покупателя оказывается сравнима со стоимостью среднего уровня компьютера или продвинутого смартфона, а срок службы будет, пожалуй, намного больше.

И еще одно важное примечание. По действующим нормам, государство готово компенсировать стоимость слухового аппарата не чаще, чем раз в четыре года. Стоит сразу приобретать именно оптимальную модель, а не «приемлемую» – следующий шанс купить идеально подходящий именно Вам аппарат со «скидкой» представится нескоро.