Исследование слуха у грудных детей заключается в проверке слуховых рефлексов, которые всегда являются рефлексами неожиданности. Звук должен возникать внезапно и достаточно громко (источник звука колокольчик, погремушка, губная гармошка, свисток и т.д.). Слышащий ребенок сначала зажмуривает глаза, затем старается отыскать источник звука глазами, поворотом головы.
Ближе к году наличие слуха можно проверить с помощью вопросов: "Где мама, папа, носик, лобик?"; попросить подать тот или иной предмет, игрушку, не пользуясь при этом жестами.
В дошкольном возрасте нужно обязательно поговорить с ребенком (спросить имя, сколько лет, где живет, ходит ли в детский сад, кто его друг, где был, что видел и т.д.), попросить, чтобы ребенок повторил за врачом высокочастотные и низкочастотные слова на расстоянии, не видя лица врача, шепотной и разговорной речью.
Высокочастотные слова: мальчик, девочка, чашка, ручка, зайчик, спать, пить, гулять, вкусно, ходить, сидеть, масло, сейчас, возьми. В норме воспринимаются на расстоянии более 6 метров.
Низкочастотные слова: баба, мыло, окно, пол, кукла, лампа, кот, лента, муха, булка, дом, ворона, буква, липа. В норме воспринимаются на расстоянии 6 метров.
Нарушение произношения, бессвязная речь, восприятие слов на расстоянии менее 6 метров должны вызвать сомнение в качестве слуха.