Весна! Выставляется первая рама —
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.
Когда-то давно поэт Аполлон Майков написал это стихотворение, вошедшее во все хрестоматии. Такие были тогда шумы. Записать бы их на пленку и слушать сейчас по утрам для поднятия настроения.
Недаром дальше поэт восклицал: «Мне в душу повеяло жизнью и волей». Может быть, послушаешь эту пленку, и тоже в душу повеет жизнью и волей. Ведь современный городской житель с трудом понимает, о чем идет речь в этом стихотворении.
Зимние рамы, которые вставляли в окна осенью, сохранились разве что в деревенских избах, слово «благовест» прочно забылось за годы советской власти, говор народа не слышен на пятнадцатом этаже.
А шум, но совсем иной, сопровождает нас с утра до вечера: в доме — гул пылесоса, соковыжималки, миксера, громкое ворчание вытяжки над плитой, грохот дрели от соседа, делающего ремонт, снаружи — рев автомобильных моторов, двигателей самолетов и вертолетов… Так сказать, плата за цивилизацию.
Борьба с шумом началась очень давно. Еще за три тысячи лет до нашей эры в государстве шумеров оружейникам не разрешалось держать мастерские в центре города.
Древние греки и римляне подстилали под колесницы солому, чтобы приглушить грохот колес. Тогда же появился запрет на петушиное пение до наступления рассвета. Петуха, закукарекавшего до урочного времени, немедленно отправляли на вертел.
В Англии, сохраняющей свои законы, принятые несколько сотен лет назад, до сих пор не отменен один из них, запрещающий бить жен между 10 часами вечера и 5 часами утра.
Параллельно с новыми изобретениями, облегчающими жизнь человека, изобретали и способы уменьшить их шумовой эффект. Появились бесшумные трамваи, практически бесшумные холодильники, пассажиры авиалайнера не слышат рева его моторов.
Ухо различает звуки, имеющие частоту от 16 до 20 000 герц. Такие частоты вызывают колебания барабанных перепонок, передающиеся по слуховым нервам в мозг. Звуки, о которых писал Майков,— голоса природы — оказывают успокаивающее действие, звуки высокой громкости вызывают в ушах чувство боли.
Врачи предупреждают: любой продолжительный шум мощностью более 90 децибел почти гарантирует поражение слуха. Ученые бьются над разработкой устройств, снижающих уровень шума. Многого уже достигли.
Общий шум на работе стал намного меньше благодаря строгим ограничениям. Но число людей, страдающих тугоухостью, растет, притом людей цветущего возраста.
У большинства американцев поколения так называемых бэби-бумеров, то есть людей, появившихся на свет в годы послевоенного бума рождаемости, глухота приобретает характер эпидемии. В 1997 году было проведено обследование жителей Калифорнии в возрасте 50 лет и немного старше. Оказалось, что за последние 30 лет потеря слуха среди лиц этого возраста удвоилась. Мало того, тугоухость поражает уже людей, не достигших 50 лет. В 1965 году из 5000 опрошенных американцев на проблемы со слухом жаловались 9,2%, а в 1994–17%. Но если рабочие шумы существенно снизились, откуда такая эпидемия глухоты?
Эксперты считают, что главная причина — «досуговый» шум. Президент американского Института исследований слуха и ушных заболеваний доктор Джон Хауз объясняет этот феномен так: «Мы просто один источник шума поменяли на другой. Бэби-бумеры столкнулись с чудовищным шумом в виде громкой музыки дома, на дискотеках, рок-концертах».
С физиологической точки зрения слушать рок-музыку — все равно что добровольно сидеть в окопах и услаждать слух взрывами бомб, свистом пуль, грохотом снарядов и разрывами мин. Сила звука работающей электропилы составляет 110 децибел, рок-концерта — 140 децибел.
Французский акустик профессор Бернар Метц на основе многолетних исследований пришел к заключению, что у половины слушателей рок-музыки уже есть или в скором времени проявятся повреждения слухового аппарата. К тугоухости в 20–30-летнем возрасте, по его мнению, также неминуемо ведут посещение дискотек (100–120 децибел) и езда на мотоцикле без глушителя (100–110 децибел).
К этому следует добавить оглушающую музыку, которую слушают дома, в машине или через наушники. Австралийский профессор Гриффит утверждает, что из-за шума жизнь почти каждого третьего жителя большого города сокращается на 8–12 лет.
Шум не только вызывает ослабление слуха, но и отрицательно влияет на психику. В первое время наблюдается какое-то отупение от шума, а затем начинается обратное действие: возбуждение организма, как от крепкого кофе. Далее следуют агрессивность, раздражительность, повышается кровяное давление.
Громкая музыка может вызывать эйфорию, как наркотик, приводя, как это случается на рок-концертах, к состоянию коллективной истерии. И так же, как наркотик, вызывает привыкание и зависимость. Молодой человек ищет новые диски и кассеты, чтобы дать организму очередную порцию децибелов.
Такое же возбуждающее действие оказывают используемые на рок-концертах и дискотеках стробоскопические эффекты — быстрое чередование вспышек яркого света. Кстати, стробоскоп используется при неврологических исследованиях, когда у больного подозревают эпилепсию. Стробоскопические эффекты могут даже вызвать ее приступ. Как правило, действие громкой музыки и стробоскопического эффекта суммируется.
Акустический раздражитель может блокировать чувственные восприятия, в том числе и зрительные; под его влиянием снижается уровень внимания. В этом смысле очень опасны громкая музыка в салоне автомобиля и рев мотоциклов без глушителей.
Вредными бывают не только те звуки, которые мы слышим, но и те, частоту которых человеческое ухо не регистрирует. Инфразвуки, то есть звуки очень низкой частоты, взаимодействуя с энергоинформационными колебаниями центральной нервной системы, вызывают чувство вялости, сонливости, вслед за которыми наступают иногда реакции противоположные — агрессивность и драчливость.
Шумовое неистовство бэби-бумеров в свое время не коснулось нашей страны, отгороженной от мира «железным занавесом». Но мы быстро наверстали упущенное, догнав и перегнав Америку и Европу. Кажется, главным принципом молодого поколения стало — ни минуты в тишине. Опасность оглохнуть в юные годы от поп- и рок-музыки, несущейся из собственной и концертной аппаратуры, вполне реальна. Тугоухий внук прекрасно слышащего дедушки — картина недалекого будущего.
Великий бактериолог Роберт Кох, тот самый, по имени которого назван возбудитель туберкулеза, почти сто лет назад предрек: «Наступит день, когда человек вынужден будет сражаться с очень опасным врагом своей жизни — шумом точно так же, как когда-то боролся с холерой и чумой». Кажется, день этот наступает.