Рождение ребенка, пожалуй, самое счастливое событие в жизни женщины. Но беременность и роды не проходят для женского организма бесследно, порой они приводят к появлению целого ряда проблем со здоровьем. Одно из самых частых последствий такого рода – диастаз (расхождение) прямых мышц живота.
Если женщина худощава, а брюшной пресс у нее неплохо развит, диастаз проявляется как хорошо заметная, в несколько сантиметров шириной впадина между мышцами. Но куда чаще патология оборачивается появлением у женщины выступающего – порой довольно сильно, как на 3-5 месяце беременности – живота. При этом дефект в мышечном корсете обнаружить по-прежнему легко: если напрячь брюшной пресс, то в зоне диастаза появляется выпячивание. Оно особо заметно, если лежа на спине с согнутыми ногами, пациентка поднимет голову. А если одновременно прощупывать живот в районе пупка пальцами, можно почувствовать, как мышцы в зоне диастаза расходятся в стороны.
Надо ли лечить диастаз?
Можно решить, что диастаз – не более чем косметический дефект. Но некоторым женщинам и этого вполне достаточно для появления серьезных психологических комплексов. Однако эта патология может обернуться и другими проблемами.Дело в том, что предназначение мышц брюшного пресса, вопреки широко распространенному мнению, вовсе не сводится к сгибанию туловища. У них есть ряд едва ли не более важных задач.
Во-первых, эти мышцы – защитный панцирь для расположенных в брюшной полости внутренних органов. Кроме того, они играют важную роль в удержании вертикального положения тела. И как раз эта функция при диастазе страдает больше всего, поскольку мышцы живота раскоординированы. Организм вынужден перераспределять нагрузку, в первую очередь – на мышцы спины. Результат – нарушения осанки, боли в спине и пояснице.
Почему возникает диастаз
Прямые мышцы живота, правая и левая, соединены тонкой, но весьма прочной мембраной, которую называют «белой линией». Ее местонахождение очень хорошо определяется у спортивных людей: оно обозначается вертикальной линией, разделяющей «кубики» пресса. Наибольшей ширины белая линия достигает в верхней части живота, постепенно сужаясь к низу.
Если белая линия растягивается и истончается, удержать мышцы в правильном положении она не способна, и те расходятся в стороны – формируется диастаз. Патология эта встречается из-за недостаточной развитости мышц у недоношенных детей. У взрослых любого пола она может развиваться вследствие дистрофических изменений тканей. И все же намного чаще с этой проблемой сталкиваются рожавшие женщины.
Развитие диастаза во время беременности практически неизбежно: в третьем триместре он наблюдается почти у 100% женщин. Способствуют этому не только увеличение матки, но и гормональные изменения.
Во время беременности организм женщины активно вырабатывает релаксин. Этот гормон препятствует выработке и ускоряет распад коллагена – белка, который входит в состав соединительных тканей. В итоге связки и сухожилия становятся эластичней: так облегчается растяжение родовых путей. Но одновременно релаксин влияет и на состояние других тканей. В частности – становится чрезмерно эластичной и легко растягивается белая линия живота...
Как правило, организм женщины восстанавливается в течение нескольких месяцев после родов. Гормональный фон нормализуется, начинает в достаточном объеме вырабатываться коллаген – и белая линия живота возвращается если не к исходному состоянию, то хотя бы в пределы нормы.
К сожалению, у трети женщин этого так и не происходит. Если диастаз наблюдается даже год спустя, надеяться, что все пройдет само собой, уже не приходится.
Норма расстояния между прямыми мышцами живота
|
Пациенты моложе |
Пациенты старше |
На уровне пупка |
до 27 мм |
до 27 мм |
Выше пупка |
до 10 мм |
до 15 мм |
Ниже пупка |
до 9 мм |
до 14 мм |
Лечение диастаза
Когда речь заходит о мышечных проблемах, мысль о лечебной физкультуре (йоге, фитнесе – в зависимости от личных предпочтений) первой приходит в голову любой пациентке. Едва ли не каждый интернет-сайт для женщин содержит материалы, посвященные этой теме. Но есть одна проблема: информация с разных ресурсов зачастую противоречит друг другу.
Это не удивительно, поскольку полностью отражает ситуацию в медицинском сообществе. Одни исследования показывают неэффективность физических упражнений, другие – дают строго противоположные результаты. При этом сторонники физкультуры никак не могут выработать единого подхода: перечни рекомендованных и запрещенных упражнений у разных групп исследователей отличаются кардинальным образом.
В итоге все, что можно честно сказать по поводу лечебной физкультуры при диастазе, это перефразировать старый анекдот про блондинку и динозавра: «Либо поможет, либо нет». При легкой форме патологии – можно и попробовать (под наблюдением специалиста!). Но если расхождение мышц значительно превышает норму, а тем более, если диастазу сопутствует грыжа, остается только один вариант – хирургическое лечение.
Важно отметить, что операцию проводят только если прошло больше года после родов, и новых беременностей женщина не планирует. Дело в том, что устраняется диастаз с помощью установки сетчатых имплантов из специальных синтетических материалов.
Разрабатывались они для лечения грыж живота: сеткой закрывают дефект брюшной стенки, через который внутренние органы выходят за пределы брюшной полости, формируя грыжу. Для устранения диастаза сетчатый имплант закрепляется на прямых мышцах живота со стороны брюшной полости, надежно удерживая их в нормальном положении.
Операцию можно провести двумя способами. Открытый доступ – через разрез – в наше время используют сравнительно редко. К нему прибегают, только если на животе имеются избытки кожи и жира, которые необходимо удалить одновременно с устранением диастаза.
Лапароскопический метод обеспечивает намного лучший косметический эффект. Хирург в данном случае оперирует через 3 мини-прокола с использованием специальных манипуляторов, контролируя ход операции по монитору. И единственными заметными последствиями оперативного вмешательства в данном случае являются три небольшие точки на животе.
Эта современная методика обеспечивает не только прекрасный косметический эффект. Она позволяет свести к минимуму (менее 0,5%) риск рецидива, а так же значительно сократить период восстановления после операции. Пациентка проводит в стационаре всего 1-2 дня, а полная реабилитация занимает всего 1-2 месяца.