В этой статье:
Как вводить прикорм
Когда вводить прикорм
Признаки готовности ребенка к прикорму
Какие бывают типы прикорма
С каких продуктов начинать прикорм
Особенности введения в рацион овощей и фруктов
Пример схемы введения прикорма
Прикорм — введение в рацион младенца первой пищи. Задача родителей — ввести прикорм вовремя и без рисков для здоровья ребенка.
Прикорм нужен, чтобы:
-
обеспечить ребенка необходимыми микроэлементами, которых может быть недостаточно в грудном молоке или смеси;
-
подготовить пищеварительную систему ребенка к перевариванию более сложной пищи;
-
развить навыки жевания и глотания.
Как вводить прикорм
Прикорм следует вводить постепенно, начиная с малых порций одного продукта и контролируя реакции ребенка в течение нескольких дней. Продукты вводят по одному, чтобы быстро отследить аллергию, если она есть.
Пищу следует предлагать ребенку маленькими порциями в виде пюре или мелко нарезанных кусочков, чтобы он мог ее жевать и глотать без затруднений.
Когда вводить прикорм
В возрасте четырех–семи месяцев.
Введение прикорма до четырех месяцев может привести к проблемам с пищеварением. Позднее введение прикорма после семи месяцев опасно недостатком питательных веществ в организме ребенка.
Признаки готовности ребенка к прикорму
О том, что можно начинать вводить прикорм, говорит поведение ребенка:
-
появляется интерес к еде — ребенок сам тянется к еде и пытается ее попробовать;
-
умение сидеть с поддержкой — ребенок может сидеть в вертикальном положении, чтобы безопасно глотать пищу;
-
отсутствие рефлекса выталкивания — ребенок может удерживать пищу во рту и глотать ее;
-
стабильная моторика — ребенок может брать пищу руками и подносить ее ко рту.
Какие бывают типы прикорма
Традиционный прикорм. Этот принцип предполагает постепенное введение новых продуктов, перетертых в пюре. Так можно контролировать, какую еду и в каком количестве получает ребенок. Начинают обычно с овощных и фруктовых пюре, затем добавляют каши, мясные и рыбные пюре.
Педагогический прикорм. В этой схеме ввода прикорма родители позволяют ребенку пробовать небольшие кусочки пищи. Это помогает ему быстрее привыкнуть к новой еде и развить навыки жевания и глотания.
Смешанный прикорм. Этот вид сочетает элементы традиционного и педагогического прикорма. Малыш получает и пюре, и небольшие кусочки пищи.
Самостоятельный прикорм. Подход предполагает, что родители предлагают ребенку разнообразные продукты, а он сам решает, что и сколько есть. Методика хорошо развивает навыки саморегуляции, но требует от родителей терпения и внимания.
С каких продуктов начинать прикорм
Самыми первыми добавляют в рацион гипоаллергенные продукты — представляющие минимальный аллергический риск:
-
овощи — кабачки, брокколи, цветная капуста;
-
фрукты — яблоки, груша, банан;
-
каши — гречневая, рисовая, кукурузная.
Особенности введения в рацион овощей и фруктов
Начинать прикорм нужно с гипоаллергенных овощей и фруктов, они хорошо усваиваются и редко провоцируют аллергию.
Овощи следует варить или готовить на пару до мягкости, затем измельчать в пюре. Можно добавлять небольшое количество грудного молока или смеси для достижения нужной консистенции.
Фрукты нужно предварительно почистить и измельчить в пюре.
Пример схемы введения прикорма
Первый месяц. Вводите по одному новому продукту каждые 3–5 дней. Для начала достаточно 1–2 чайных ложек овощных пюре, затем можно постепенно увеличивать объем еды до 50–100 граммов. Старайтесь делать пюре без комочков, чтобы ребенок мог легко его глотать.
Второй месяц. Добавляйте новые овощи и фрукты, не забывая наблюдать за реакцией ребенка на каждый продукт. Постепенно увеличивайте количество пищи до 100–150 граммов. Если ребенку понравилось несколько продуктов, можно комбинировать их.
Третий месяц. Добавляйте в рацион каши — можно готовить их на воде или грудном молоке. Затем вводите мясные пюре — из курицы, индейки. Начинать нужно с 1–2 чайных ложек. Также можно добавить кисломолочные продукты — йогурт или творог.
Четвертый месяц и далее. Добавляйте новые продукты — рыбу, яйца, бобовые и зерновые. Не забывайте следить за аллергической реакцией. Постепенно переходите от пюре к более крупным кусочкам пищи. Поощряйте ребенка к самостоятельному питанию, предлагая ему брать пищу руками и пробовать ее самостоятельно.